Проверка качества идентификации
Штриховое кодирование – одна из самых известных на сегодняшний день технологий автоматической идентификации. C точки зрения пользователя, штрих-коды можно разделить на два основных типа: одномерные и двумерные.
Одномерные штрих-коды позволяют кодировать цифровую и буквенную информацию в виде набора вертикальных линий и промежутков между ними. Самым распространенным является семейство штрих-кодов EAN/UPC: пользователи сталкиваются с ним ежедневно, совершая покупки в магазине.
Новое направление, набирающее популярность в мире штрих-кодов – это двумерные штрих-коды. Символ с многострочной символикой состоит из нескольких смежных по вертикали строк знаков символа штрихового кода. В отличие от линейных символик штрихового кода, позволяющих представлять в символе штрих-кода короткую последовательность данных, двумерные штрих-коды дают возможность кодировать информацию большего объема.
Все вопросы, связанные с применением штрихового кодирования, регулирует международная неправительственная организация GS1. Более 30 лет GS1 разрабатывает как стандарты для каждого кода в отдельности, так и стандарты, связанные с общими вопросами применения автоматической идентификации. Особое внимание уделяется качеству штрихкода: и для одномерных (линейных), и для двумерных штрих-кодов существуют определенные стандарты. В РФ они фактически «дублируют» международные стандарты, и это в большинстве случаев указано в отечественных документах, таких как:
- ГОСТ Р 51294.7 (ИСО/МЭК 15416) «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Линейные символы штрихового кода. Требования к испытаниям качества печати»;
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 15415 «Информационные технологии. Технологии автоматической идентификации и сбора данных. Спецификация испытаний символов штрихового кода для оценки качества печати. Двумерные символы».
Данные стандарты регламентируют несколько групп параметров, которые в упрощенном виде можно обозначить следующим образом:
-
геометрические параметры: высота, ширина, правильность расположения и формы отдельных элементов штрих-кода и т.д.;
-
оптические параметры: контрастность носителя, элементов штрих-кода и т.д.;
-
математические параметры: декодирование зашифрованной в коде информации, контрольные суммы и т.д.
Каждый параметр рассчитывается по определенным формулам, и если учесть количество контролируемых параметров и сложность их вычислений, становится понятно, почему практически невозможно оценить качество штрих-кода в соответствии с действующими стандартами вручную. Для автоматизации данного процесса были разработаны специализированные оптические приборы – верификаторы штриховых кодов. На данное оборудование также существуют стандарты:
-
ГОСТ Р ИСО/МЭК 15426-1 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Верификатор линейных символов штрихового кода. Требования соответствия»;
-
ISO/IEC 15426-2 «Информационные технологии. Методы автоматического распознавания и выделения данных. Спецификации соответствия устройств контроля штрихового кода. Часть 2. Двухразмерные обозначения».
Верификаторы штриховых кодов позволяют всего за несколько минут оценить качество штрих-кода в соответствии с основными действующими стандартами и присвоить ему один из следующих классов: A, B, C, D, F, где А – максимальное качество печати, а F – брак.
В лаборатории ЦТО «К-Сервис» используется верификатор штриховых кодов одного из лидеров в этой области – компании LVS. Использование верификатора позволяет проверить качество печати и получить соответствующее заключение. Также ЦТО «К-Сервис» предлагает различным предприятиям самостоятельно оценить качество штрих-кода на отгружаемой продукции с помощью верификатора и, используя заключение оперативно разрешить возникший спор с оптовиком (поставщиком) в случае несчитываемого штрих-кода.
Все крупные зарубежные компании сегодня применяют верификаторы штрих-кодов для постоянного контроля качества печати, который должен осуществляться на каждом этапе цепочки производитель – оптовик – дилер – торговая сеть. Мы рекомендуем проверять качество штрих-кода как минимум каждой партии продукции, анализируя по несколько экземпляров товара. Это позволит избежать многих дополнительных затрат. Регулярная проверка качества штрих-кода – задача, особенно актуальная для производителей и импортеров алкогольной продукции. В перспективе, в связи с внедрением ЕГАИС-Розница, будет запрещен ввод штрих-кода кассиром вручную, а значит, продажа продукта с несчитываемым штрих-кодом станет невозможной. Уже сегодня информационные ресурсы Росалкогольрегулирования позволяют проверить федеральные специальные марки (ФСМ) и акцизные марки (АМ) организациям-покупателям алкогольной продукции и уполномоченным органам. На официальном сайте Службы, в разделе «Личный кабинет», можно осуществить проверку ФСМ и АМ по штрих-коду с помощью специального сканера и в автоматическом режиме получить необходимые сведения о легальности товара.